О волосах

Дозрела я написать про волосы) Даже стихи соответствующие в Атхарваведе ("Веде заклинаний") нашла: русский перевод и транслитерацию латиницей. Второй стих упоминался в одной современной книжке по тантре-аюрведе: предлагали освящать им масло, которое в кожу головы втирается. Ну, почему бы и нет) Тексты в конце статьи. Она, вообще, про стрижку – возвращаюсь к теме)

Календарь стрижек настолько плотно связался у многих с астрологией, что если ты такое не постишь, то как бы и не астролог вообще, с другой стороны, "бытовуха" многих и смущает: ну не укладывается в голове, как одна и та же система может быть и про Предназначение, и про Бога, и про время подрезания ногтей – в итоге, ищут чего "посолиднее".

Многогранность джйотиша действительно поражает, но это – естественное следствие более чем 1,5-тысячелетней истории его развития, плюс разница в мировосприятии: нашего и людей прошлого. Тема про волосы – явно из древности: священное и повседневное разделены не жестко – неважных, "просто" вещей мало, если вообще есть; то, что всегда с тобой, ежедневное – дважды значимо, и не потому что от этого тупо никуда не деться.

Конечно, волосы рассматривали не только в связи с энергоструктурой, здоровьем, красоту тоже ценили, но ее, в свою очередь, не отделяли от божественного, от шакти, т.е. опять же силы, и внешний вид для астрологов-классиков явно был не во главе угла. Ни в одном трактате не встречала заявлений подобных тому, что на убывающей Луне – всего и делов – замедляется рост волос, а значит, стрижка сохранится дольше)

Про сводным данным, для стрижки НЕ подходят:

  • новолуния, полнолуния, 4, 8, 9, 12 и 14 титхи (лунные сутки), а также титхи, в которые происходит санкранти (переход солнца из знака в знак);
  • вторник, суббота, воскресенье;
  • 9 день от предыдущей стрижки;
  • вечер, ночь.

Не рекомендуется стричься сидя на земле, не на асане (циновке, подстилке), во время войны на поле боя, не в родном селении :), в день путешествия, после еды, принятия ванны, промасливания (аюрведическая процедура), во время беременности жены.

Благоприятны накшатры (лунные "созвездия"): Ашвини, Мригашира, Пушья, Пунарвасу, Хаста, Читра, Свати, Джйештха, Шравана, Дхаништха, Шатабхиша и Ревати.

С общими рекомендациями все просто: лунный календарь, действительный для места пребывания, даст необходимую информацию, но куда ж без индивидуальных противопоказаний) Избегать следует неблагоприятных тар ("звезд"), 22-ой накшатры от накшатры рождения и 88-ой пады от пады (1/4) накшатры рождения.

Накшатра рождения – это та, в которой располагается Луна в вашем гороскопе. Расчет тар ("звезд") в конечном счете дает те же накшатры. В общем, может получиться так, что из-за этих тар, пад и пр. какие-то лунные созвездия, благоприятные для стрижки в целом, лично для вас будут не хороши, полностью или частично. Кому интересно – обращайтесь: дам личный список.

А теперь, обещанные стихи из Атхарваведы.

VI. 21. К целебным растениям – на рост волос

  1. Те три земли, что (есть),
    Из них (наша) земля – высшая.
    С их шкуры
    Я захватил лекарство.

  2. Ты лучшее из лекарств,
    Самое хорошее из растений,
    Как Сома(-месяц) – господин ночных часов,
    Как Варуна среди богов.

  3. Богатые, не замышляющие плохого,
    Стремящиеся одарить, вы (действительно) стремитесь одарить,
    И вызывающие рост волос.

(AVŚ_6,21.1a) imā yās tisraḥ pṛthivīs tāsāṃ ha bhūmir uttamā |
(AVŚ_6,21.1c) tāsām adhi tvaco ahaṃ bheṣajaṃ sam u jagrabham ||1||

(AVŚ_6,21.2a) śreṣṭham asi bheṣajānāṃ vasiṣṭhaṃ vīrudhānām |
(AVŚ_6,21.2c) somo bhaga iva yāmeṣu deveṣu varuṇo yathā ||2||

(AVŚ_6,21.3a) revatīr anādhṛṣaḥ siṣāsavaḥ siṣāsatha |
(AVŚ_6,21.3c) uta stha keśadṛmhaṇīr atho ha keśavardhanīḥ ||3||

VI. 30. К растению шами – на рост волос

  1. Этот пропитанный медом ячмень боги
    Запахивали на Сарасвати ради Ману (?).
    Индра стосильный был господином борозды.
    Щедро дающие Маруты были пахарями.

  2. Опьянение, что у тебя, с распущенными волосами, с растрепанными волосами,
    Из-за которого ты делаешь человека смехотворным, –
    Далеко от тебя я вырываю другие деревья:
    Ты, шами, разрастайся с сотней ветвей!

  3. С большими листьями, благословенная,
    Выросшая от дождя, праведная,
    Как мать к сыновьям,
    Будь милостива к волосам, о шами!

(AVŚ_6,30.1a) devā imaṃ madhunā saṃyutaṃ yavaṃ sarasvatyām adhi maṇāv acarkṛṣuḥ |
(AVŚ_6,30.1c) indra āsīt sīrapatiḥ śatakratuḥ kīnāśā āsan marutaḥ sudānavaḥ ||1||

(AVŚ_6,30.2a) yas te mado 'vakeśo vikeśo yenābhihasyaṃ puruṣaṃ kṛṇoṣi |
(AVŚ_6,30.2c) ārāt tvad anyā vanāni vṛkṣi tvaṃ śami śatavalśā vi roha ||2||

(AVŚ_6,30.3a) bṛhatpalāśe subhage varṣavṛddha ṛtāvari |
(AVŚ_6,30.3c) māteva putrebhyo mṛḍa keśebhyaḥ śami ||3||

Назад Вперед